600015, г. Владимир, ул. Разина, д.16     (4922)32-80-48     info@vshr.ru    

Мемориал               

Антонов  Алексей Тихонович

 

 

 

Антонов  Алексей Тихонович    

 

23.03.1932 – 1.10.2005

График, искусствовед


 

О художнике

Родился в г. Алексине, Тульской области.
Окончил:

- Московский Государственный педагогический институт им. В.П. Потёмкина (1954).

-Аспирантуру МГПИ имени В.И. Ленина (1970 г.)
Член Союза художников России (1976)

Кандидат педагогических наук (1970)
Профессор (1994)

 

Произведения

 

 

Контакты семьи художника

Людмила - дочь художника

телефоны: 

8 (960) 725-69-19  мобильный  

e-mail:

 

О художнике больше

Акварелист. Работал в жанрах пейзажа, натюрморта. Своеобразная техника работы художника включала в себя многослойную акварель, смывку, набрызг, введение пастели, гуаши. Благодаря многообразию технических приемов, художник достигал ощущения вибрирующего пространства, воздуха, света, - всего того, что так трудно поддается изображению.
Являясь основателем и первым деканом художественно-графического факультета Владимирского Государственного педагогического института, Алексей Тихонович Антонов воспитал не одно поколение талантливых педагогов и художников.

АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВИЧ АНТОНОВ

21.03.1932 - 01.10.2005

 

О художнике

Алексей Тихонович Антонов - художник, работавший преимущественно в акварельной, пастельной, смешанной техниках. Антонов - тонкий колорист, мастер нюанса. Работая с цветом, он стремился передать ощущение от едва уловимой  тонкости бытия. Художник обладал неповторимой, присущей только ему, техникой письма. Его произведения отличаются особой лиричностью, музыкальностью, чувственностью. Взгляд художника на мир отличает свойственная ему грустинка вдумчивого созерцания. 

Как художник А.Т. Антонов выступает в двух ипостасях: пейзажист лирического плана, романтик и продолжатель традиций русского импрессионизма. Находясь в поиске выразительного колористического решения, гармонию цвета художник строит на нюансах. Палитра его работ состоит из сложных цвето-воздушных сочетаний и тонально-фактурных переходов. Достигаются они путём многослойных лессировочных покрытий, организованных в целостный колористический строй. 

В стремлении к наиболее полной реализации глубоко осмысленного замысла, А.Т. Антонов приходит к особенному (нетривиальному) использованию выразительных средств акварели. Создаёт при этом индивидуальный художественный язык. Свой подход к акварельной технике Алексей Тихонович объясняет так: " Мне же хочется, чтобы техника не была заметна, я прячу её. Чтобы было то, на что можно смотреть.". Именно поэтому в живописи А. Т. Антонова технический приём никогда не заявляет о себе, оставаясь в самой ткани художественного образа. Художник добивается того, чтобы красочный слой вошёл в поры бумаги и работал - подцвечивал все последующие слои создавая ощущение пространственной глубины. Такое многослойное письмо на тончайших колористических нюансах, позволяет передать сложное цвето-воздушное состояние природной среды. Он много работает в смешенной технике, сочетая акварель с пастелью и гуашью. В этом случае последовательность ведения работы состоит в многократном чередовании слоёв акварели и пастели. Способ наложения пастели в каждом случае свой: от графичных линий и штрихов - до мягкой лессировочной растушёвки.

Алексей Тихонович долго и кропотливо работает над каждым листом. Вдумчиво выстраивает композицию, при этом не стремится её усложнять. Нарочито упрощает форму предметов, отказываясь от буквальной её передачи. А вот с цветом, наоборот, работает в сторону усложнения колористического строя. Даже технику многослойного письма с использованием смывок, вырабатывает с целью достижения тончайших цветовых нюансов, из которых складывается мягкая гармония цвета. Таким образом, художник добивается определённого состояния цвето-воздушной среды и впускает в плоскость листа пространство и свет. Возникает вибрация цвета и света. Это - его индивидуальный творческий метод. Каждая работа задумывается и создаётся через переживание. Поэтому даже в незамысловатом по композиции пейзаже А.Т. Антонов выходит на образ. В работах 1995 - 2005-х гг. в творчестве художника явно усиливается тенденция к пластическому обобщению, он всё больше отходит от пленэрности, связанной с передачей непосредственных впечатлений от натуры. 

В это время во Владимирском Отделении СХ формируются три основных направления: Владимирская школа живописи, традиционный реализм, философский символизм. Параллельной дорогой идёт искусство художников, нашедших свой индивидуальный творческий путь, не вписывающихся в рамки сложившихся направлений, но, без сомнения, внесших свой вклад во Владимирское искусство. В их числе - Алексей Тихонович Антонов. Его мягким, камерным, построенным на тонально-цветовых нюансах работам трудно докричаться до зрителя на фоне яркой контрастной живописи или академического реализма. И как пронзительно одиноко в этой ситуации звучат слова художника: «… у меня цвет всё равно не закричит» ! Это и есть его творческое кредо. И сегодня, становится очевидным, что сохранив собственное "Я", А.Т. Антонов приобрёл творческую цельность и пронёс через жизнь преданность идее выражать не внешнее, а внутренний мир души. 

А.Т. Антонов - художник, достигший особой силы выразительности художественного образа. Ему интересно не просто отображать окружающий мир, а увидеть в материальном духовное. Посредством пейзажа или натюрморта рассказать историю жизни человека, его судьбу. Прикоснуться к уже непоправимо и безвозвратно ушедшему, пережитому. Это некая грусть о прошлом.... Отсюда - ощущение выцветости изображения, тронутости его временем. Назовём этот приём - "эффект старого зеркала". Некоторые работы Алексея Тихоновича как-будто состарены. Создаваемое художником ощущение прожитости изображённого обусловлено индивидуальной техникой исполнения, для которой характерны многократные смывки красочного слоя и лессировки. 

Чем глубже погружаешься в изучение творческого наследия Алексея Тихоновича Антонова, соприкасаешься с его работами, знакомишься с отзывами профессионалов и зрителей, тем отчётливее понимаешь его, как художника. Имея своё художественное видение, А.Т. Антонов не может уместиться в формате академического подхода к акварели. В его работах всё - и техника, и композиция, и цветовое решение подчинены созданию образа. И, максимально усиливая друг друга, они воздействуют на зрителя. Уникальность творчества этого художника в его многогранности - он может быть разным, но всегда узнаваем. 

Алексей Тихонович Антонов - художник, обладавший особым даром художественного видения. На общем фоне владимирских художников он выделяется: неповторимой индивидуальностью, не похожестью на других, абсолютной узнаваемостью; своим творческим методом работы акварелью - многослойной лиссеровкой со смывками и протираниями красочного слоя - абсолютно его авторским подходом к акварели (нетривиальный взгляд на неё); высокой художественной образностью при не усложнённой, на вид простой, композиции; силой образного воздействия, когда изображённое не отпускает, картинная плоскость "затягивает" зрителя, недосказанностью, флёром тайны; мягкостью живописного решения и тончайшей нюансировкой цвета; философски-осмысленной глубиной художественного образа, когда произведение не только обращается к чувствам, но располагает к размышлению, рассуждению; тем, что, имея крепкую академическую школу рисунка и живописи, не остановился на уровне "как настоящее", а сознательно пошёл по пути своего видения и использования выразительных возможностей акварели в непривычном, не академичном способе самовыражения, достигнув ощущения волшебства реальности в своих работах.

Художник по сути является продолжателем русского импрессионизма. Его работы лишь формально относятся к графике, будучи абсолютно живописными.

Л.А. Кошелева,

кандидат педагогических наук, доцент ВлГУ, 

биограф и исследователь творческого наследия А.Т. Антонова

 

Биография А.Т. Антонова

Родился в 1932 г. в городе Алексин Тульской обл. С детства испытал всю тяжесть тех лет: ссылку в лагерь репрессированного отца, клеймо «сына врага народа», нужду, голод, оккупацию немцев, раннее начало рабочей жизни.

Окончив школу в 1950 году решает связать своё будущее с искусством. 

Поступает на художественное отделение одного московского института, который расформировывают. Случайно видит объявление о наборе на художественно-графический факультет Московского пединститута (МГПИ им. В.П. Потёмкина). Поступает и остаётся в специальности на всю жизнь. 

С 1950 г. по 1954 г. учится в Москве у известных теоретиков и практиков отечественного изобразительного искусства - профессоров: лауреата Государственной премии, народного художника РСФСР Соколова-Скаля П.П., народного художника СССР Гапоненко Т.Г., Ефанова В.П., Одинцова В.А., Финогенова К.И., Машковцева Н.Г., Суздалева П.К., Ростовцева Н.Н.. В годы учёбы проявляет талант к живописи. Опытные наставники пророчат ему будущее живописца. В 1954 г. успешно заканчивает художественно-графический факультет Московского пединститута (МГПИ им. В.П. Потёмкина), с похвалой защитив дипломную работу по живописи.

С 1954 г. по 1955 г. работает учителем изобразительного искусства и черчения в школе г. Барнаул. С 1955 г. по 1958 г. служит в Советской Армии в Уссурийске на границе с Китаем. С 1958 г. по 1961 г. работает учителем изобразительного искусства и черчения в школе г. Алексин. В 1961 году едет в Ижевск, где принимает участие в создании и становлении худграфа Удмуртского государственного пединститута. С 1961 г. по 1965 г. преподаёт на кафедре «Живописи и рисунка». Увлечённость профессией не даёт останавливаться на достигнутом. В 1965 г. поступает в аспирантуру при МГПИ им. В.И. Ленина. В 1970 г. защищает кандидатскую диссертацию на тему «Рисунок с натуры как общеобразовательный предмет» под научным руководством профессора Н.Н. Ростовцева. В 1968 г. Министерским приказом направляется в Марийскую автономную республику, где с 1968 г. по 1978 г. заведует кафедрой изобразительного искусства в Марийском государственном пединституте. Преподаёт.

В 1976 г. принят в Союз Художников СССР. Начинает участвовать в городских, областных, региональных, республиканских, всероссийских и всесоюзных выставках. Впервые пробует себя в искусствоведческой деятельности, став впоследствии автором многочисленных статей и каталогов. В 1976 г. награждён Знаком "Победитель социалистического соревнования 1975 года". В 1977 г. награждён Значком "Отличник народного просвещения СССР". В 1978 г. Министерством Просвещения РСФСР направлен в город Владимир возглавить открывающийся художественно-графический факультет Владимирского государственного пединститута. 

Алексей Тихонович Антонов - основатель Владимирского художественно-графического факультета. Первый декан, первый зав. кафедрой и первый профессор.

С 1978 г. по 2004 г. преподаёт на Владимирском художественно-графическом факультете рисунок, живопись, композицию и методику обучения изобразительному искусству. Около 10 лет заведует кафедрой изобразительного искусства (1978г.-2004 гг.). В 1984 г. награждён Значком "Отличник просвещения СССР". В 1994 г. получает учёное звание профессора. В начале 1990-х гг. участвует в становлении кафедры архитектуры ВЛГУ. Преподаёт.

Успешно сочетает педагогический труд с художественным творчеством, научной и искусствоведческой работой. Профессионально занимается изучением детского творчества, активно сотрудничает с аспирантами в качестве рецензента кандидатских и докторских диссертаций, программ, методических изданий, участвует во всесоюзных и всероссийских научных конференциях и т.п. Является автором учебно-методических пособий для вузов (4), научных статей и тезисов докладов художественно-педагогической проблематики (22).

Расцвет педагогической и творческой деятельности приходится на Владимирский период. А.Т. Антонов - постоянный участник областных, зональных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных художественных выставок. В 1980-е годы входит в правление Владимирского отделения СХ, является членом выставкомов.

Последние три года жизни очень плодотворны - создаёт около 200 работ в акварельной, пастельной и смешанной технике. 

Ушёл из жизни 1 октября 2005 года.

Работы А.Т. Антонова хранятся в Министерстве образования и науки РФ, в собрании "Русская галерея-21 век", в собрании ФОНДА ГБУК ВО «ЦПИИ» г. Владимира, в частных собраниях в России и за рубежом. 

Творческое наследие сохраняет его дочь Людмила (телефон: 8-960-725-69-19; электронная почта: ludmila-graf@mail.ru).

Персональные выставки: 1982 г., 1983 г., 1993 г., 2001 г., 2002 г. 

 

Искусствоведческая деятельность А.Т. Антонова

Алексей Тихонович Антонов - автор монографии, искусствоведческих статей в периодических изданиях (35), в том числе, в центральных профессиональных журналах "Художник" (12) и "Юный художник" (1); составитель каталогов региональных, областных, персональных художественных выставок, буклетов (20) и автор вступительных статей к ним. Много писал о творчестве марийских и владимирских художников, с которыми хорошо знаком: Ю. Белкове, Н. Баранове, Б. Французове, В. Леонове, Н. Модорове, Н. Мокрове, Н. Бобкове, В. Шумове, И. Куликове и других. 

Одним из первых заинтересовался и стал писать о тогда ещё неизвестных широкому кругу общественности владимирских графиках: Н. Баранове, Б. Французове, В. Леонове. Человеческая симпатия и чувство профессионального уважения стали основой плодотворного сотрудничества с Н. Модоровым. Собирал материал для статьи о художнице Марине Кокуриной (дочери Народного художника РФ Кокурина В.Г.). Брал у неё интервью, общался с ней буквально до последних дней её жизни.

 

Монографии

Антонов А.Т., Кувшинская Л. А. Юрий Белков. Очерк о творчестве художника / А.Т. Антонов, Л.А. Кувшинская / Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. - 1981, 79 с. илл.

 

Список основных искусствоведческих статей в периодических изданиях:

? Антонов А.Т. Красота искусства. - Ончыко, 1969, № 5 (95), С. 105-110

? Антонов А.Т. Пути развития изобразительного искусства Марийской АССР. - Ончыко, 1972, № 6 (114), С. 103-107

? Антонов А.Т. Графика Н.Баранова. Художник. - 1979. - № 11

? Антонов А.Т. Удивись красоте (К 50-летию художника Николая Баранова). – Газета Призыв. – 8 июля 1979

? Антонов А.Т. Творчество Михаила Семёнова. - Художник. - 1980. - № 9

? Антонов А.Т. Марийские художники. - Художник. - 1981. - № 1

? Антонов А.Т. Графика Бориса Французова. - Художник. – 1981. -№ 10

? Антонов А.Т. Удивляться красоте. - Юный художник. - 1981. -№ 8, с. 46-47, илл. 

? Антонов А.Т. Графика Валентина Шумова. - Художник. – 1983. -№ 8

? Антонов А.Т. Владимирские художники 875-летию г. Владимира. - Художник. – 1983. -№ 2

? Антонов А.Т. Сороколетию Великой Победы. - Художник. - 1984. - № 10

? Антонов А.Т. Пейзажи Николая Мокрова. - Художник. – 1984. -№ 2

? Антонов А.Т. Сорокалетию Великой Победы. - Художник. – 1984. -№ 10

? Антонов А.Т. Мир отстояли - мир сохраним. - Художник. 1985. -№11, с.34

? Антонов А.Т. Офорты Владимира Леонова. – Художник. – 1988. № 1

? Антонов А.Т. Графика Н. Бобкова. – Художник. – 1989. № 2

? Антонов А.Т. Творческое кредо Ивана Куликова. – Владимирские Ведомости. – 2004. - № 8. 13 января. – Владимир

 

Список каталогов региональных, областных, персональных художественных выставок, буклетов (составитель и автор вступительной статьи):

? Антонов А.Т., Товаров-Кошкин Б.Ф. Каталог выставки «Художники Марийской АССР Великой Победе». – Йошкар-Ола. – 1975. 

? Антонов А.Т., Товаров-Кошкин Б.Ф. Каталог художественной выставки «Край Марийский. (К 25 съезду КПСС и 15-летию Союза художников МАССР). Йошкар-Ола. – 1976. 

? Антонов А.Т., Белков Ю.С. Каталог персональной выставки произведений художника «Ю.С. Белков».-  Йошкар-Ола. - 1977

? Антонов А.Т. Каталог выставки «Николай Баранов». – Владимир. - 1979 

? Антонов А.Т. Каталог выставки «Роман Михайлович Блинов». – Владимир. - 1980

? Антонов А.Т. Каталог выставки произведений художников Владимира «Край Владимирский» (К 875-летию Владимира). – Владимир. – 1983 

? Антонов А.Т. Каталог «Выставки учебно-творческих работ студентов художественно-графического факультета к 65-летию ВЛКСМ». - Владимир. – 1983 

? Антонов А.Т. Каталог «Областной художественной выставки к 60-летию СССР». – Владимир. – 1983

? Антонов А.Т. Каталог выставки «Художники Владимира». – Москва. – 1984

? Антонов А.Т. Каталог «Выставки творческих работ преподавателей ХГФ». – Владимир. - 1984

? Антонов А.Т. Каталог «Областной выставки молодых художников (К 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне)». - Владимир. - 1984

? Антонов А.Т. Каталог выставки «Раиса Варцава». – Владимир. – 1984 

? Антонов А.Т. Каталог «Выставки научной и творческой работы доцента Ю.К. Малинина». – Владимир. – Владимир. – 1984 

? Антонов А.Т. Каталог «Областной художественной выставки к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне». - Владимир. -1985 

? Антонов А.Т. Каталог «Областной художественной выставки». – Владимир. - 1986

? Антонов А.Т. Каталог персональной выставки живописи «Иван Иванович Куликов». – Владимир. – 1986 

? Антонов А.Т. Каталог «Валентин Шумов». – Владимир. – 1987 

? Антонов А.Т. Каталог «Николай Николаевич Модоров. Живопись». – Владимир. – 1987 

? Антонов А.Т. Каталог «Николай Бобков». – Владимир. - 1988 

? Антонов А.Т. Каталог выставки «Владимир Леонов». – Владимир. – 1989 

 

Список основных статей об А.Т.Антонове:

? Лаврова, Т. Мгновения и тайна бытия. Первая персональная выставка профессора А.Т. Антонова / Т. Лаврова // Газета «Молва». – 2002. - № 20. 16 февраля. – Владимир

? Мартова, К. Акварели, сотканные из света / К. Мартова // Газета Молва. – 2006. - № 121. 20 октября. – Владимир

? Костаков, М. Палитра души Алексея Антонова / М. Костаков // Газета Владимирские субботние ведомости. – 2006. - № 200. 30 сентября. – Владимир

? Антонова (Кошелева), Л.А. Без зрителя художник ничто (памяти профессора, члена СХ РФ Алексея Тихоновича Антонова) / Л.А. Антонова // Вестник ВГГУ. Научно - методический журнал. – Вып. 20. Серия: музыкальное и изобразительное искусство. - Владимир: ВГГУ, 2009. – 82 с.: с. 7-12 ISBN 978-5-87846-647-5

? Антонова (Кошелева), Л.А. Своеобразие изобразительной техники художника Алексея Антонова / Л.А. Антонова // Искусство и педагогика: теория, методика, практика: сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практ. конф. 12 сентября 2011 г. Под общ. ред. Л.Н. Высоцкой. - г. Владимир: ВлГУ, 2012. – 364 с.: с.83-94 ISBN 978-5-9984-0245-6

? Кошелева Л.А. В поисках цветовоздушности. Памяти художника Алексея Антонова (1932-2005гг.). Журнал «Русская галерея – XXI век». «RUSSIANGALLERY-XXICENTURY». Издательский Дом “ПАНОРАМА», №1, 20015, стр. 50-53. ISSN 2075-0986

? Кошелева Л.А. Творческий метод художника Алексея Антонова в процессе освоения учащимися выразительных возможностей акварели / Л.А. Кошелева // Научно-метод. журнал «Вестник Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н. Г. Столетовых. Серия «Педагогические и психологические науки», № 31 (50) 2017, стр. 30-35  ISSN 2307-3241 

? Кошелева Л. А. Владимирский период жизни и творчества Алексея Тихоновича Антонова (1932-2005 гг.) / Л.А. Кошелева // Межрегиональная краеведческая конференция «75 лет образования Владимирской области»: материалы ХXIV Межрегиональной краеведческой конференции. Владимир, 19 апреля 2019 г. / Департамент по культуре администрации Владимирской обл., Владимирская обл. унив. науч. б-ка им. М. Горького, Союз краеведов Владимирской обл. - Владимир: Ком. по культуре администрации Владимирской обл., 2019. 

 

Интернет-ресурсы:

? vshr. ru - Сайт Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России».

? Rusiskusstvo. ru - Сайт журнала «Русское искусство».

? artlib. ru – Сайт «Библиотека изобразительных искусств».

? https://www.facebook.com/AlexTihAntonov/ - Страница "Алексей Тихонович Антонов".

 

Телепрограммы:

Телеканал «Мир ТВ». Проект «Наследие»: серия «Художник Алексей Антонов» от 21 апреля 2015 г. www.mirtv33.ru

 

Материал предоставлен Л.А. Кошелевой -

биографом и исследователем творческого наследия А.Т. Антонова


ПОИСК ПО САЙТУ
Нажмите для перехода на страницу