600015, г. Владимир, ул. Разина, д.16     (4922)32-80-48     info@vshr.ru    

Мемориал               

Кувин Владимир Иванович

 

 

 

Кувин Владимир Иванович

20.04.1927 – 22.01.2004

Живописец

 

О художнике

Родился в д. Молитеево Собинского района Владимирской области.
Окончил:

- Ивановское художественное училище (1951)

Член Союза художников России (1961)

 

Произведения

 

Контакты семьи художника

Кувина Елена Владимировна

телефоны: 

  8 (919) 027-94-71    мобильный

e-mail:

  Kuvina@list.ru

 

 

О художнике больше

  Талантливый, самобытный художник, разрабатывавший собственные темы в искусстве. В 1960 годы работает в реалистической манере. В этот период им написаны тематические композиционные полотна патриотического содержания, портреты, пейзажи. В конце 1970-х работает в декоративной живописной манере, берущей свое начало от монументальной живописи древней Руси. В этой художественной стилистике выполнены произведения 1980-1990-х годов: «Реставратор», «Автопортрет с драконом», «Лев Толстой».

    Собинская земля дала миру много талантливых людей. В этих местах родились владимирские художники  В.Д. Калинин, А.Н. Бочкин, К.Н. Бритов,  Ю.С. Качанов,  братья Телегины  и  братья Кувины.
    Художник   Владимир  Иванович Кувин относится к старшему поколению владимирских живописцев, начавших творческую деятельность  в  пятидесятые годы. Он родился 20 апреля 1927года   в деревне Молитеево Собинского района.    В 1946 году, после окончания семилетки, вместе с младшим братом Анатолием, Владимир поступает в Ивановское художественное училище. Сокурсник В. Кувина по училищу Р.П. Курбатов, вспоминая  о нем,  говорит: «Это был стройный, широкоплечий, подтянутый молодой человек, с крупными чертами лица, большими выразительными глазами, пробивающимися на верхней губе усиками, белоснежным оскалом зубов и «страшно заразительным смехом», остроумным и добрым. Ко всем он был настроен  как-то по-братски, по-родственному».
    Время было непростым,  послевоенным, но  в училище в те годы  преподавали  художники-реалисты, старые интеллигенты Нефедов Н.Н., Троицкий С.Н., Даниловский А.В., которым удалось заронить созидательное зерно в душу молодого художника, и Владимир загорелся желанием творить.
      В 1951 году он  заканчивает училище, возвращается во Владимир,  впервые участвует в областной  художественной выставке, на которой показывает работу  «Женский портрет». На обсуждении картина  получила  положительный отзыв профессора Сычева, жившего тогда во Владимире.      В 1954 году, своей картиной «Автопортрет»,  В. Кувин,   участвует уже  в республиканской художественной выставке в Москве.   
     В 1957 году работа В. Кувина «Перед грозой» становится участницей художественной выставки в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Он был единственным владимирцем, приглашенным на это мероприятие.  Картина  была замечена критикой – о ней писали в журнале «Юность», она получила диплом фестиваля. Художника  пригласили  работать в студию военных художников им. М.Б. Грекова.  Однако перспектива быть военнослужащим  В.И. Кувину была неприятна, и он  отказался.
     В 1961 году Владимир Кувин становится членом СХ СССР, выезжает на творческие дачи, много и плодотворно работает. Во Владимирской организации Союза художников с первых лет В.Кувин зарекомендовал себя как художник  реалистического направления. Он, был одним из тех редких  владимирских художников, кто серьезно занимается академической  жанровой и тематической  живописью. Он пишет портреты близких ему людей – матери,  любимой жены Ирины Юрьевны, дочери Лены, основательные композиционные  работы на темы российской истории, гражданской войны, современной советской действительности, на  ленинские темы.     Творческая линия, проводимая В.И. Кувиным, не совпадает с  царившим  во владимирском искусстве тех лет, общепринятым и всеобъемлющим, максимально декоративным «владимирским  пейзажем».
    Молодой художник не может согласиться с такой пейзажной доминантой в местном искусстве.   Имея прямой и независимый характер,  он высказывает свое мнение.  На обсуждении областной художественной выставки в 1959 году, он например говорит: «Обсуждать-то особенно нечего.  Теперь у многих есть подражания Юкину и Бритову. А ведь это могила. За образец надо брать великих мастеров…». И не смотря на общее  увлечение пейзажем,  он продолжает работать в своем ключе.
    Настоящей творческой удачей, выдающимся произведением середины 60-х годов является,  написанный на творческой даче,   автопортрет в полный рост, который называется  «Художник». Это пленэрная живопись высочайшего качества, в которой все пропитано воздухом  и светом.
   Реалистичная в своей основе,  работа имеет ту  степень цветности и декоративности, которая  прекрасно передает  непосредственность живого впечатления. Живопись этой работы   по настоящему искренна и правдива. Еще юношей художник говорил, что мечтает добиться живописи простой, честной  и эмоциональной.  Глядя на автопортрет, понимаешь –здесь  художник достиг этого.
     Но с  конца 60-х годов художник отказывается от общественной и выставочной деятельности, полностью погрузившись в себя. Живя рядом  Княгининым монастырем, в  1970-е годы В.И. Кувин  занимается там  изучением и  копированием фресок  Успенского собора.  Несколько лет он работает  в прямом соприкосновении с древнерусским искусством, и эти годы не проходят даром.  В процессе  работы художник  находит  новый стиль живописи -  декоративный, условный, возвышенно- одухотворенный.        
     Обновленный  живописный язык с течением времени становится определяющей чертой его творческой индивидуальности. Новая условная художественная стилистика  гармонирует с фантазийными и аллегорическими сюжетами в произведениях этих лет. Это работы «Реставратор», «Автопортрет с драконом», «Лев Толстой», которые выполнены в близкой к иконному письму технике темперной живописи, легкой и пластичной.
    В 80-е годы, в связи с  болезнью и смертью жены в творчестве художника наступает перерыв.     В начале 90-х Владимир Иванович Кувин уезжает из города.  Последнее десятилетие  он живет и работает в своем доме-мастерской в деревне Вал.   В  эти годы в своем творчестве  художник вновь возвращается к темам, волновавшим его всю жизнь. Он переосмысливает и пишет полотно «Владимирка», заново прочитывая тему, делает новые варианты работ «За родину»,  «Реквием».  
     Его волнуют так же,  ностальгические темы молодости, человеческих чувств. Он пишет портрет внучки Насти в белом платье,  портрет жены, из под его кисти появляются чудесные пейзажи.   
    Одним из последних   произведений художника является картина  «Счастье мое».  Двое влюбленных  замерли, глядя друг другу в глаза. Красная рубашка,  белое платье, синяя вода, безграничное чувство.  Это глубоко личное произведение, светлая память сердца,   эмоциональный рассказ о любви, о прежнем счастье,  которого  уж не вернешь. 

Художник прожил долгую и сложную жизнь.    Всегда находился в исканиях, всматривался в самого себя, в окружающих, работал, не желая поступаться принципами. Отстаивая их, он  не изменил себе до конца жизни. В 2002 году, готовясь к своей последней при жизни персональной выставке, в автобиографии он писал: «В своем творчестве я причисляю себя к художникам социалистического реализма».
Н. Севастьянова


ПОИСК ПО САЙТУ
Нажмите для перехода на страницу