600015, г. Владимир, ул. Разина, д.16     (4922)32-80-48     info@vshr.ru    

Художники               

Курилов Адольф Степанович

 

 

 

Курилов Адольф Степанович

Художник декоративно-прикладного искусства (стекло)

 

 

 

 

О художнике

Родился 21 июля 1937 г. в г. Свердловске.
Окончила:

- Свердловское художественное училище (1957)
- Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) (1968)

Член Союза художников России (1969)
- Диплом Академии художества СССР (1979)
- Народный художник РФ (2003)

- Медаль Российской академии художеств  достойному (2008)

- Юбилейная медаль «70 лет Владимирской области»  (2014)

- Золотая медаль «Духовность, традиции, мастерство» ВТОО "Союз Художников России" (2017)

 

 

Произведения

 

Контакты художника

телефоны:     

8-915-797-90-68 мобильный

 

О художнике больше

С 1968 года - художник Гусевского хрустального завода. Работает в содружестве с мастерами экспериментального отдела завода над образцами промышленной продукции и уникальными произведениями. В своем творчестве долгие годы верен двум направлениям: первое - искусство гравировки и второе - пластика, скульптурные формы в стекле. Любимая техника декора - гравировка. В настоящее время является ведущим художником гравировки. Превосходный рисовальщик, создает смелые и красивые сюжетные композиции, органически увязанные с пейзажем. Произведения скульптурных форм всегда отмечены глубоким философским смыслом. Участник отечественных и зарубежных торгово-промышленных выставок.

Вдохновенное стекло
   Стекло – необычайно красивый и загадочный материал. Оно способно передать  неповторимую  игру  света,  изумительные по глубине и нежности оттенки цвета,   оно может меняться от кристальной прозрачности  до абсолютной матовости.
   Декоративные возможности стекла неисчерпаемы для творчества. Для него свойственны невесомость и чистота,  оно может повторить красоту аква¬рельной живописности,  а может быть  глухим и тяжелым,  подобно камню.       В   руках  же истинного ху¬дожника  оно об¬ретает жизнь, начинает дышать, превращаясь в неповторимое произведение искусства.    К числу таких волшебников, дающих жизнь стеклу,  принадлежит Адольф  Степа¬нович Курилов.
    На Гусевской хрустальный завод он пришел в  1968 году,   после окончания Мос¬ковского высшего художественно-промышленного училища. В эти годы небольшой заводской  коллектив художников стекла пополнился целой плеядой молодых талантливых специалистов, имена которых сегодня составляют гордость отечественного стеклоделия. Это В.С. Муратов, О.И. Козлова, В.В. Корнеев, С.П. Верин. В их числе был и Адольф Курилов. Долгие годы он работал на заводе, и его судьба, так же как судьба других заво¬дских художников, была неразрывно связана с  производст¬вом.
  В работе заводского художника прослеживаются три линии деятель¬ности: производственная – когда художник работает на выпуск поточных  изделий; эксперимен¬тальная – она откры¬вает новые приемы обработки  материала и толкает производство к совершенствованию; творче¬ская, дающая художнику возможность самовыражения.   
   Первая же творческая работа Адольфа Курилова – ваза, посвященная юбилею Ленина,  стала победителем  Всесоюзного конкурса 1968 года на лучшее изделия из стекла и хрусталя.  В первой же работе молодой художник  смог проявить себя как индивидуальность.  Стилистически это произведение   обращено к истокам агитационного фарфора 1920 годов.  В  стекле до этого практически ничего подобного не было.
    У каждого художника есть любимый прием обработки стекла. У  Курилова это гравировка, в 70-80 годы она составляет  главное направление его творчества. Художник   стремится к глубокой, объемной грави¬ровке, передающей и факту¬ру материала, и скульптур¬ность декора.    Будучи мастером композиции,  в совершенстве владея техникой рисунка на стекле, гравировкой художнику прекрасно удается  передать пластику человеческого тела, жестов,  стремительность и силу движения.
    Абрис мус¬кулистых борцов, бегунов, стрелков, гравированных  на кубках Курилова для по¬бедителей Олимпиады 1980года,  перекликается с силуэтами античной  вазописи и пронизан высокой  эстетикой эллинизма.
       Другое направление в творчестве Адольфа Курилова - пластика.    Одно из первых пластических  произведений - композиция «Навстречу». В ней соединились пластические поиски художника и  гравировка.  Это авторское прочтение извечной темы человеческих взаимоотношений.   Две стоящие рядом вазы, два  объема, как две планеты – на одной – мужчина, на другой -  женщина. Они видят друг друга, желают  быть вместе, но возможно ли это?  Абрис  мужской и женской фигур эффектно подчеркнут прозрачностью материала.  Насыщенность цветовых оттенков в стекле  придает пла¬стике эмоциональную выразительность.
  Пластика Курилова всегда несет в себе глубокий смысл. Одно из самых впечатляющих произведений чисто - ассоциативной  пластики называется   «Виражи». Работа заставляет задуматься о крутых поворотах человеческой судьбы,  иллюстрирует изменчивость нашей  жизни,
   Произведения Курилова объединяет одна общая черта – эмоциональность и выразительность.  Гуманистическое и позитивное начало   заложено в творческой индивидуальности художника, оно неотде¬лимо от его мировосприятия. Умение находить для любых тем и сюжетов человечную точку зрения составляет сущность  работ художника.
  Красота тела, любование его изящными линиями,  чувственность,
   В одном из интервью Адольф Степанович говорил:  «Чем богаче внутренний мир художника, тем выше его творческий потен¬циал. Один из нас увидит в капельке воды сок жизни, дру¬гой — отражение солнца, а тре¬тий — то, чем утоляют жажду.
    Что касается меня, я стараюсь, как можно меньше баловаться со стеклом в поисках технологиче¬ских вариаций и как можно боль¬ше насыщать его смыслом, чтобы технология шла на пользу  раскрытию этого смысла.   Неважно, что это будет — грави¬ровка, алмазная грань или стек¬ло, вошедшее в архитектуру. Главное — не останавливаться. Кто остановился — тот отстал».    
Н. Севастьянова


« ТВОРЕЦ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОБОДЕН »  А. Курилов.
В Центральной России самобытны сложившиеся центры художественного стеклоделия, имеющие богатую историю и традиции. Это гусевский хрустальный завод (Владимирская область), завод «Красный май» (Калининская область), завод « 1 Мая» (Смоленская область). Ярко работают здесь известные в стране и за рубежом художники. Оригинальность пластического мышления, логическая завершенность образов, красота пространственно-ритмических связей делают их произведения гордостью декоративно-прикладного искусства страны.
Высоким профессиональным уровнем произведений из стекла, художественной состоятельностью отличались их работы на предыдущих региональных выставках. Немало первоклассных композиций в нынешней экспозиции.
Вместе с тем ощутимо наметившееся пассивное отношение художников стекла к выставкам региона. Так, в Костроме в 1985 году можно было видеть единичные работы отдельных авторов прославленного гусевского хрустального завода. В этом году ниже своих творческих возможностей выступили художники вышневолоцкого завода «Красный май», где работает талантливый коллектив, самозабвенно преданный своему делу. Не привезли на выставку своих работ мастера завода «1 Мая» из Смоленской области.
 Не объясняется ли это тем, что, оттачивая свои творческие силы на крупных вернисажах, многим опытным художникам становятся тесны рамки той соревновательности, что существует в нашем регионе!
 В какой-то степени в этом вопросе заключен и ответ. Однако нельзя сбрасывать со счетов и возникшие новые обстоятельства, отвлекающие многих художников от творческой деятельности во имя искусства. Это — появившаяся возможность работать с кооперативами, дающими материальное удовлетворение, доходы. И, должен сказать, движение это приобретает существенный размах. Но художники, работающие на гусевском заводе, к этой выставке готовились давно, «придерживали» для этой цели произведения. Все это в заводских условиях осуществлять сложно.
И все же, несмотря на благополучно сформировавшийся к выставке раздел художественного стекла, целостной картины развития его в нашем регионе нет. Искренне сожалею, что отсутствуют работы такого мастера, как Виктор Шевченко, прежде постоянного участника.
Но, несмотря ни на что, выставка принесла нам целый ряд замечательных встреч с подлинными творческими удачами. Хочу назвать работы В. Муратова «Крик о помощи», В. Касаткина «Разговор». Понравилась композиция Б. Федорова из Твери «Эпицентр». Наверняка она станет самой яркой работой в стекле на нашей выставке. В ней есть задумка, философская изюминка, данная намеком, деликатно, как всегда у этого автора.
Что касается перспектив в среде молодых художников
стекла, пока ответить на этот вопрос нелегко. Региональные выставки более всего и важны для молодежи, которая растет и приобретает зрелость здесь. Это первая существенная ступень профессионального роста. Здесь происходит естественный отбор лучших художественных сил,
У всех участников выставки есть ощущение, что региональные выставки могут вскоре прекратить свое существвание. Было бы искренне жаль этих родных для нас «стен».
В наши дни много споров идет вокруг проблемы традиций. У меня на этот счет своя позиция. Мне, как художнику, связанному с промышленным производством, чужды рассуждения о традициях, если они не относятся к народному искусству. Проблема традиций во многом надумана, она из застойных времен. Здесь один шаг до губительной для искусства стандартизации, до профессионального диктата. Возможно, разумно проявляясь, забота о традициях и служит доброй идее. Но это мучительно связывает художника в его поисках. А творец должен быть свободен от пут. Я против традиций.
Могла ли выставка быть интереснее? Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Экспозиция все выявит.

 


ПОИСК ПО САЙТУ
Нажмите для перехода на страницу