600015, г. Владимир, ул. Разина, д.16     (4922)32-80-48     info@vshr.ru    

Художники               

художник Мочалин Андрей Николаевич

 

 

 

Мочалин Андрей Николаевич


Живописец

 

 

 

О художнике

Родился 20 октября 1970 г. в г. Владимире.

Окончил:

- Суздальское художественно-реставрационное училище (1990)

Член Союза художников России (1998)

- Диплом ВТОО «Союз художников России» (2001)

- Лауреат Областной премии в области культуры, искусства и литературы (2005)

- Почетная грамота Администрации Владимирской области. (2015)

- Памятный знак «850 лет городу Гороховец» (2018)

- Лауреат областной премии имени народного художника России Владимира Юкина (2018)

- Золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2020)

- Благодарность Министра культуры Российской Федерации (2021)

 

Произведения

 

Контакты художника

телефоны:   

8 (910) 674-06-30   мобильный

8 (920) 902-39-56   мобильный

персональный сайт:

мочалинандрей.рф   или  www.mochalinandrej.jimdo.com

  e-mail:

mochalinandrej@yandex.ru

 

 

О художнике больше

Работая над образом в картине, нельзя не учитывать возможности, которые предоставляет та или иная техника исполнения. Андрей Мочалин прекрасно чувствует это, выбирая для своих работ темперные и акриловые краски. Их бархатистая поверхность создаёт монохромный колорит, построенный на близких по цвету и тону отношениях, чем достигается внутреннее единство композиции. Продолжая традиции русского пейзажа, художник остаётся верен художественному документализму, где очень важна тонкая грань достоверности и художественного вымысла, личного осмысления  действительности. В русской культуре её восприятие  всегда было связано с восприятием общей картины мира.
 Уголки старого города, срез крыши амбара, мокрая от дождя улица, бескрайние протяженности русских полей с одиноко стоящими домиками - мотивы работ взяты из жизни , поездок на этюды  по городам и областям нашей страны. Созерцая красоту природы, переменчивость её состояний автор бережно и ненавязчиво погружает зрителя в мир тишины и гармонии.
 Мочалин Андрей с 1996 г.начал успешно выставляться на городских, областных и всероссийских выставках. 

 С 1998 года он является Членом Союза художников России, а с 2009 — членом «Союза Русских Художников – Новое Время».
 Его работы отмечены дипломами Союза художников России, за участие во всероссийских художественных выставках: «Молодые художники России» 2002 г., «Наследие»2003г., «Возрождение»2005г., »Образ Родины»2006г.
 Он ведет активную творческую жизнь, постоянно выезжает на этюды.
В 2004 году он был на живописном пленэре «Мещёрские дали» в Касимове, а также на пленэрах: «Зелёный шум-2006»г.Плёс,«Сочи-2007»,«Русский север-2007» Архангельская обл.,«Владимирские переливы-2008»,«Коломна-2008»,  «Новый Афон-2012» Абхазия, "Волжский прибой-2017" Кострома, «Мстёра-2007-2021», "Левитановские пленэры".2018-2019. д. Елисейково,  "Камешковские пленэры" 2013-2021 
За участие в художественной выставке владимирских художников отмечен Почётной грамотой Государственного бюджетного учреждения «Московский дом национальностей» (2016).

Андрей Мочалин награжден награжден дипломом ВТОО «Союз художников России» (2001), почетной грамотой Администрации Владимирской области (2015), золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2020). Кроме того, он является лауреатом Областной премии в области культуры, искусства и литературы (2005) и лауреатом областной премии имени народного художника России Владимира Юкина (2018). Имеет Благодарность Министра культуры Российской Федерации (2021)

 

"Очарованный небом"

Сижу в мастерской известного владимирского живописца Андрея Мочалина, созерцаю его удивительные картины со своим любимым Владимиром. Город-град чудесно преображен настоящей, русской зимой. Художник любит писать снежные улицы. Вспоминается пушкинское: «Мороз и солнце – день чудесный», когда видишь эти полотна. 

Вот одна из таких картин «Морозный Владимир». Ассоциируется эта работа у меня с описанием зимы у владимирского писателя Сергея Никитина, с диалогом его героев: 

- Здравствуй, дедушка, день-то какой славный, а?

- Чистый денек – прямо хрусталинка – улыбается старик…

Тогда в описаниях русских писателей логично и осмысленно жило описание природы (да еще какое!), но, к сожалению, у современных писателей исчез пейзаж. Да и в кино, в современных сериалах все события происходят в апартаментах новых русских. «Цивилизация – это пустыня» - предрекал Ницше. В современной живописи также часто доминирует авангардная пустыня. 

Но только у владимирских художников, к счастью, пейзаж, глубоко одухотворяющий посетителей выставок, по-прежнему, это сердце, сокровенная суть их творчества.

«Пейзаж, - писал наш земляк график Борис Французов, – это Отечество, это могилы предков, это окоп солдата, а не просто деревья и рассветы. Он трогает, пробуждает душу человеческую, возвращает к родной земле, природе, в свой истинный дом».

Из окон мастерской Андрея Мочалина виден детский садик. До нас доносится звонкий смех, голоса детей, радостный гомон.Картины Андрюхи (так зовет Андрея его друг Юрий Ткачев), возвращают меня в детство, когда всё вокруг было твоим: дом, дерево, колодец, закат, птицы… «Царство» детства, откуда не хочется возвращаться в пластиковый мир. Мир искусственный, где мы живем подобно киту, выброшенному на берег.

Так вот в чём подвиг художника, он нам снова дарит Детство, Весну, подлинную зиму… 

Вслушиваюсь в рассказ Андрея.

- Меня всегда завораживают (его любимое словечко) пейзажи Серова, Левитана со сложными отношениями, – говорит он. - Импрессионизм - это слишком просто…

Снова вглядываюсь в его пейзажи (художник пишет маслом, темперой, акрилом) и буквально тону в них. Это одновременно русский космос, небо, земля и, разумеется, особенный свет. Монохромность колорита, чисто владимирские места и мотивы создают ответные ассоциации, погружают в воспоминания, хочется долго-долго их созерцать. 

Сейчас Андрей пишет русское поле: весенняя слякоть, первозданная земля…

- Может, я и уходящая натура, – говорит художник. - Но люблю писать пейзаж, не испорченный цивилизацией. Снег только что сошел, отсюда сочная грязь, колеи…

Перевожу взгляд на другое полотно. Это «Крещенское утро в Гороховце». Такое подробное название не случайно. Андрей Мочалин обязательно обозначает «гений места» (в данном случае – город Гороховец, старинный, монастырский), один из заветных любимых уголков, где написан этюд, а потом и сама картина. Молочная пелена утреннего тумана сливается с крещенским снегом, с еле заметной тропкой, церковью, напоминающей о православном празднике… Самое главное в этом полотне – вид сверху. Живописец – настоящий мастер ракурса. Словно он сидел на облаке –ощущение тихого света, льющегося с неба, благодатной радостности и волшебства пространства создаются у меня. Зима, белый цвет творят чувство праздника Крещения. Ощущение какого-то необычного утра и чудесного полета…

 

Как будто внутренность собора

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою

Объятый дрожью сокровенной

В слезах от счастья отстою. 

(Стихотворение Б.Л. Пастернака).

 

Этот простор виден всюду в работах Андрея Мочалина. От его огромных полотен тесно в мастерской

«Широк русский человек», – сказал Ф. М. Достоевский. Это словно про Андрея Мочалина. Как удается художнику совместить русское пространство и кропотливую технику живописца, градацию цвета? Не знаю. Но это входит в его замысел, я специально посмотрел его палитру, на которой художник смешивает краски. Только одного синего, кадмиевого множество оттенков. И всё это колонковой кисточкой или мастихином переносится на холст. Может быть, поэтому на полотнах Андрея больше всего неба. Нет, он не специально пишет небо – просто всегда, как-то неожиданно так выходит. Какая-то необузданная жадность к пейзажу живет в его натуре: дай ему волю, художник записал бы весь окоём, огромное богатырское пространство. И опять поэтические строки приходят на ум:

 

Небо царствует в каждой былинке,

Небо, небо – в каждом ручье…

 

Удивительный, пейзаж - былинный, но глубоко личный, проработанный подетально. Это и небо, и земля. Это – космос. Микромир и макромир. 

Небо на полотнах живописца живое, оно всегда движется, то сияющее, то темное, грозовое. На картине «Владимирская осень» церковь светится на фоне темных туч. Своеобразное преображение - так удивительно и сокровенно сияет храм. Долго, наверное, носил в своём сердце этот свет Андрей.

Этюд – это первое впечатление от увиденного. Главное – не растерять это самое верное чувство, почти чудо, и потом перенести на полотно. Андрей Мочалин передает не только память первого впечатления, но и еще переходное состояние природы. Он не штампует работы типа «Золотая осень», он видит в осени некую серебристость…

Всё это он постиг еще в детской художественной школе, где учился у Николая Александровича Рыбникова, а потом у Михаила Аркадьевича Кочешкова в Суздальском художественно-реставрационном училище. Андрею Николаевичу Мочалину исполнилось 50 лет, но он всегда благодарно вспоминает своих учителей. 

Родился Андрей во Владимире в 1970 году, но считает, что у него есть еще две родины. Первая, по матери, – Никологоры, место, близкое к Мстёре. Это родные, любимые места. Прославленная художниками Мстёра («божественное место», – сказал о Мстёре Володя Хамков, тоже живописец от Бога). Вторая – по отцу - Панфилово, Карачарово, пойма Оки. «Помню детство на Оке, помогали ворошить сено, помню небо над рекой и, конечно, Оку, в народе ее называют «серебреный пояс Божией Матери», – говорит Андрей и добавляет своё любимое словечко: - «В общем завораживает меня тайна деревенской жизни…»

После таких слов так и хочется назвать Андрея Ильёй Муромцем русского пейзажа. И тесноватой кажется ему мастерская, ведь он всё любит делать основательно. Ю.К. Ткачев пошутил, и написал остроумную эпиграмму. 

На край деревни, писать небеса

Уходит Андрей на четыре часа…

И далее о том, что «Андрюха», собираясь на этюды, берет с собой всего необходимого столько, что никому другому этого даже не поднять…

На выставках бросается в глаза удивительная огромность работ Андрея Мочалина. А вглядишься в них и увидишь не только богатырскую любовь к исконно русскому простору, к пространству, но и огромное трудолюбие. Андрей любит рано вставать – это видно по названиям картин: «Первый луч», «Морозное утро. Дом Ершова», «Крещенское утро в Гороховце» и т.д. 

Отец Павел Флоренский (Леонардо да Винчи ХХ века) писал, что графика отличает рациональность ума, а живописец обязательно должен быть эмоциональным. В Андрее есть и те, и другие качества. Он – человек книжный, любовь к природе проявляется в его любви к поэтам (любимый поэт – Николай Рубцов), писателям, людям несомненно великим, например, к художнику Рембрандту.

Великого земляка В.А. Солоухина он любит не только по рассказам, повестям, но и через «гений места». «Алепино – одно из самых красивых мест на Земле», – говорит художник.

С 1998 года Андрей Мочалин – член Союза художников России. С радостью и надеждой приняли его и в Союз русских художников. Это очень почетно. У этого Союза особая история. Ему уже целых сто лет. Союз русских художников поддерживает реалистическое искусство, он своеобразный ангел-хранитель русского реализма. Принимают туда лучших художников-реалистов России. Реалистическая живопись Андрея Мочалина вносит особую ноту в культуру нашего глобалистического времени. В них – особенная сокровенность русского Духа. Его работы выпрямляют, делают зрителя выше, благодарный их созерцатель начинает подобно птице парить над землей.

Андрея Мочалина волнуют глубины реалистического искусства. Так он мне и сказал. Два качества одновременно живут в этом живописце: сокровенность, тонкость кисти и размах, широта русского человека.

Интересный факт. Юрий Дмитриевич Герасимов – председатель Союза русских художников, по профессии дипломат, пригласил Андрея в Кувейт. Интересно было посетить эту страну, и Андрей поехал. Этюдов привез много, несмотря на жаркий климат. Гляжу на них: одни небоскребы и небо какое-то странное. Нет (увы!) тонкости русского пейзажа. 

Мне вспомнилась история: кто-то из русских художников поехал в Германию. Приехал - одни пряничные домики, земля заасфальтирована, скудные деревья, травы и вовсе нет… «Что тут писать?» – обреченно махнул рукой художник. Приехал домой, не написав ни одного этюда. 

А я еще вспомнил знаменитую фразу философа Николая Бердяева: «Русская природа, пейзаж – автопортрет русской души». И это так убедительно подтверждается в мастерской владимирского художника Андрея Мочалина.

Вячеслав Улитин,

преподаватель истории мировой культуры, 

поэт, член Союза писателей России

 


ПОИСК ПО САЙТУ
Нажмите для перехода на страницу