600015, г. Владимир, ул. Разина, д.16     (4922)32-80-48     info@vshr.ru    

Мемориал               

Дик Пётр Гергардович

 

 

 

Дик Пётр Гергардович


1.01.1939 – 14.08.2002

График

 

О художнике

Родился в с. Глядень  Благовещенского района  Алтайского края.
Окончил:

- Свердловское художественное училище (1962)
Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) (1973)

Член Союза художников России (1977)

Народный художник РФ (1999)

 

Произведения

 

О художнике больше

«Свет и музыка в пастелях Петра Дика».
 Вл. Ведомости. 22 марта 2007.
      15 марта,в малом выставочном зале культурно – образовательного  центра «Палаты»,
Владимиро - Суздальского музея-заповедника,  открылась выставка произведений Петра Дика –
владимирского графика, народного художника России. Работы,  показанные на выставке,
объединены общей
тематикой - они  посвящены музыке.
   В  этот же день,  в актовом зале «Палат» прошла презентация альбома «Петр Дик.
Художественное наследие», посвященного творчеству этого замечательного художника.
    Альбом, представленный на презентации, впечатляет качеством полиграфии. Он   
подготовлен в  редакции  журнала «Наше наследие» и отпечатан в Финляндии.  Выход альбома
стал возможен благодаря работе коллектива профессионалов. Руководителем проекта являлся
заслуженный художник России, Лауреата Государственной премии, главный художник журнала
«Наше наследие» Александр Рюмин.
            В альбом  вошли более 80-ти произведений художника,    дающие достаточно
полное представление о разных периодах его творчества. Статьи ведущих российских
искусствоведов, помещенные на  страницах альбома, помогают раскрыть суть творчества
мастера. Собранные здесь же   воспоминания товарищей по цеху, близких людей,  друзей,
рассказывают о душевных и человеческих качествах художника.
      Книга   начинается   словами Петра Дика: «Мой творческий метод кратко можно
определить как «вычитание случайностей» во имя художественной выразительности и
проникновения  в сокровенную суть явлений». Эти слова  служат эпиграфом и являются
камертоном,  который задает   тональность всему изданию, рассказывающему о погруженной в
искусство душе творца.
     Петр Дик родился на Алтае, но вся его жизнь и творческая судьба связана с
владимирской землей, пропитанной мощными токами древнерусской культуры. Через изучение
средневековой живописи  он шел к постижению пластических и формальных сущностей: от
натурного мотива и жанровости в ранние годы, к  пластике внутреннего состояния в зрелом
творчестве.
      Графика Петра Дика… Пастель по наждачной бумаге - созерцательная, тихая,
таинственная, сумеречно-мерцающая. Его работы следует рассматривать как притчи о судьбе
человеческой. Небольшие по размеру, они полны такой эмоциональной силы и внутренней
значительности, что   завораживают зрителя.
      Главная тема творчества Дика совпадает с генеральной темой русской культуры –
своими произведениями он касается проблем неблагополучия, неприкаянности, человеческой
отчужденности  и призывает к взаимопониманию,  милосердию, душевному теплу.  Скупыми
средствами цвета, ритмом  крупных  пятен и обобщенных линий, сознательной
недоговоренностью  Дик умеет создать нужное  настроение.  Он намеренно избегает
детализации –  ведь обобщенность видения это обобщенность суждения. Художник в  своих
произведениях мыслит широкими категориями, создавая эффект духовной насыщенности,
эмоциональной плотности, чувственной полноты.
   Выставка пастелей Петра Дика, открывшаяся в палатах, посвящена миру музыки,
музыкантам.  У художника Дика были особые взаимоотношения с музыкой - он относился к ней
с благоговением. Он  говорил: « Я люблю и поэзию и музыку. Но мне катастрофически не
хватает времени, и я чувствую себя в этом дилетантом».
     В творческой  мастерской художником была   собрана коллекция пластинок. Там  звучал
голос молодого Карузо,  слышался джаз и блюз,  но чаще всего это были мелодии разных
стран и народов.    Петр Дик, пожалуй, единственный из владимирских художников, который
постоянно,   на протяжении многих лет в своем творчестве обращался к миру музыкального
искусства.   
   На только что открывшейся  выставке    можно увидеть одно из самых ранних произведений
П.Дика - «Звонарь», выполненное в монотипии, - технике, характерной для художника в   70
-е годы.  
     В середине 80-х, под впечатлением музыкальных  встреч, проходивших в Музее
изобразительного искусства имени Пушкина, у автора   родилась серия пастелей  
«Декабрьские вечера». На выставке она представлена такими  работами как «Певица в белом»,
«Трио», «Музыканты»,  «Скрипач».  
   Особой эмоциональной энергией обладают  пастели Дика, посвященные великому пианисту
Святославу Рихтеру. Существует несколько авторских вариантов-редакций портрета.  И в
каждом из  них автор стремится   сделать  образ узнаваемым,  передать характерные черты,
абсолютную погруженность в музыку, исполнительский темперамент и пластику движений  
выдающегося музыканта.  В экспозицию нынешней выставки вошла работа,  хранящаяся в фондах
музея-заповедника.
    На выставке представлена также  серия натюрмортов, изображающих музыкальные
инструменты.  Рояль, скрипка, саксофон, флейта, рассматриваемые с близкого расстояния,
позволяют художнику создать целый ряд интересных пластических и тональных решений. В
основу этих композиций положено сопоставление простых геометрических форм:
прямоугольника,  круга, треугольника, нескольких разных по цвету и тону  плоскостей.
   Всматриваясь в музыкальные инструменты с близкого расстояния, художник как будто  
пытается услышать и понять их язык.     Основное воздействие здесь определяется
живописностью освещения, которое наполняет каждую  композицию стихией трепетного чувства
и действует на зрителя,  как мощные музыкальные аккорды.    Вообще, свет в пастелях Дика  
это  нечто особенное: он вносит в мир разумную гармонию,  и мир предстает перед нами в
очищенной от случайностей сути.
    Пастели Петра Дика из коллекции вдовы художника, посвященные музыке и  музыкальному
искусству,   собраны в единую серию и впервые показаны владимирскому зрителю.  Хотя
художника уже нет с нами, он  ушел из жизни в 2002 году, но мы вновь и вновь  испытываем
радость открытия при встрече с его творчеством.    
    Художник Виктор Дынников, в своих воспоминаниях о Петре Дике писал: «Он, отдал всего
себя работе. И это так естественно. Он ушел, став равным среди равных, оставив здесь все:
работы, неисчерпаемую любовь к жизни и к нам».
Н. Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ.

  Духовные послания Петра Дика.  "Вл. Ведомости" 17 января 2009 г.
    В январе исполнилось 70 лет со дня рождения талантливого владимирского графика,народного художника России Петра Гергардовича Дика,ушедшего из жизни в 2002 году. Он принадлежит к числу наиболее известных российских графиков последней четверти XX века, чье творчество уже вошло в историю современного искусства.
    Произведения Петра Дика находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, во многих музеях России, Европы.
       Петр Дик –русский немец,родился в 1939 году на Алтае. В своей автобиографии художник писал: «Детство мое проходило в полном контрасте с тем,  что являла собой природа этого удивительного края. Первое, что было на памяти тех лет, это смерть отца. Уже взрослым я узнал, что он вернулся из лагеря в конце 1942 года, больной туберкулезом. В это же время, по известному приказу Сталина о тотальной мобилизации всех немцев СССР, забрали в трудармию и маму. Меня, трехлетнего, вынуждена была взять тетка, у которой двое своих детей.    Жизнь первых послевоенных лет была ничуть не лучше, чем в годы войны: тот же голод, то же выживание».
   Не смотря на все послевоенные  тяготы,душа мальчика стремилась к искусству.По окончании школы он пошел  учиться в Свердловское художественное училище. Затем Дик поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище.  
    По окончании учебы в вузе вся  его жизнь и творческая судьба связана с владимирской землей, пропитанной мощными токами древнерусской культуры. В постижении тайн творчества ему помогало изучение метафизической светоносности средневековой живописи владимирских соборов, иконописи суздальской земли.
   Художник разработал неповторимую авторскую технику пастели по наждачной бумаге.  В своем творчестве он шел, постепенно поднимаясь   от натурного мотива и жанровости в ранние годы, к  пластике внутреннего состояния в зрелых работах.
     Петр Дик это художник большого масштаба,  нашедший собственный язык для выражения отношения с миром. Своим искусством  он поднимал  огромный пласт серьезных вопросов, общечеловеческих отношений  и вечных ценностей, которые  будут важными не только сегодня и   завтра,   но  всегда.    Главной особенностью творчества Дика является то, что он мыслит в своих произведениях широкими категориями. Абстрагируясь от деталей,  пластическое решение своих работ он доводит до максимальной  выразительности. И эта подчеркнутая простота   вмещает в себя всю сложность бытия. Обобщая фигуры и предметы,  автор утверждает незыблемую, вечно актуальную ценность таких общечеловеческих  понятий, как материнская любовь, дружба, чистая  романтика детства.В каждом произведении  художника чувствуется постоянная внутренняя работа.  
    Основными материалами, художника являлись уголь, пастель, сангина. Ложась на шероховатую поверхность наждачной  бумаги, они чутко отзываются авторскому переживанию.   
     Те кто знали художника, говорили, что за плечами его, в сумке,  всегда лежал небольшой альбом, в котором он делал зарисовки.Художник доставал его  на улице в толпе прохожих, в троллейбусе, в магазине. Острый жест, необычный типаж,характерная поза, все это заносилось в эту копилку. Для художника зарисовки в альбоме это идеи и черновые мысли, из которых вырастают серьезные творческие работы,выразительные и ясные, живые и трепетно  человечные.
      Дик осознавал мир как стихию чувств,мыслей, душевных радостей и болей.В своем творчестве он поднимается  до широких обобщений, пытается открыть для нас нечто вневременное и общечеловеческое.Скупыми до  аскетичности    средствами цвета,  нюансами тона, ясным, музыкальным ритмом  крупных  пятен и обобщенных линий, особой мягкой и глубокой бархатистостью фактуры Дик умеет создать без  риторики и патетики неотразимо действующее на зрителя настроение.
    Искусствовед Г.Голенький писал о нем:  «У графика есть выстраданная тема, совпадающая с генеральной темой русской культуры — взыскательное милосердие к людям, помнящее об их высоком назначении,тоскующее по идеалу. Он касается проблем неприкаянности, одиночества.На дефицит этих исходных ценностей он реагирует с печалью и горечью. Его персонажи словно вслушиваются в отдаленно звучащую мелодию надежды, которая помогает им одолеть страдание».
   С эти нельзя не согласиться. Произведения Петра Дика заставляют зрителя остановиться и задуматься. Они приоткрывают нам дверь в вечный мир  нашей души. Хочется привести несколько записей из книги отзывов, с выставки художника в 2004 году:
   Все такое близкое и родное. Это окно, за которым чуть брезжит рассвет, эта грусть одиночества (так и я стою у окна, пытаясь увидеть что-то) и эта нежность двоих в целом свете: матери и ребенка, любимого и любимой. В каждой работе столько чуткости, любви ко всему миру, что невозможно оторваться и уйти.                                                                                                                                            А.Г. 7.02.04
  Выставка Петра Дика произвела на нас глубокое впечатление. Мы увидели жизнь с другой стороны.                                                                                                                      Учащиеся школы № 23
То, что мы поняли,нас поразило.
  Студенты ХГФ
   Он находил святое в простых моментах каждого дня. Он добивался гармонии не просто в композиции двух фигур, но и в их душах. На это можно смотреть вечно. Я очень рада, что побывала здесь и увидела это чудо. Несмотря на грусть, кажущуюся на первый взгляд, они ведут нас к лучшему, к выходу из темноты.   
  Полина В. ХГФ
   12 января в Москве, в редакции журнала «Наше наследие» открылась выставка произведений П.Дика, посвященная его 70-летнему юбилею.  Пастели этой выставки имеют единую тему, и имеют общее название «За чтением».
   В середине  феврале,  в рамках празднования юбилея художника,в парадных залах Академии художеств Санкт-Петербурга будет открыта большая  ретроспективная выставка произведений Петра Дика, насчитывающая 150 работ. А в конце февраля  откроется выставка в Музее современного искусства на Петровке, в Москве.
   Владимирские зрители тоже смогут увидеть выставку работ этого удивительного  мастера. В декабре 2009 года она откроет свои двери в областном Центре изобразительного искусства.
Севастьянова Н.И. – научный сотрудник ВСМЗ
      


ПОИСК ПО САЙТУ
Нажмите для перехода на страницу