600015, г. Владимир, ул. Разина, д.16     (4922)32-80-48     info@vshr.ru    

Мемориал               

Зайцев Вячеслав Федорович

 

 

 

Зайцев Вячеслав Сергеевич

 

27.02.1954 - 02.12.2012

Художник декоративно-прикладного искусства (стекло)


 

 

 

О художнике

Родился 27 февраля 1954 г. в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области.
Окончил:

- Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1982)

Член Союза художников России (1990)

 

Произведения

 

О художнике больше

   С 1982 года - художник Гусевского хрустального завода. С 1998 года - главный художник.

Участник многочисленных зарубежных и отечественных выставок. В содружестве с мастерами экспериментального цеха завода создает оригинальные произведения, отражающие единство

пластических и цветовых возможностей стекла. За годы работы создал множество образцов массовой продукции, вошедших в ассортимент завода.

Спасибо Вам за красоту… Посвящается светлой памяти Вячеслава Сергеевича Зайцева.

 2 декабря на 59 году жизни скоропостижно скончался известный гусевской художник  Вячеслав Сергеевич Зайцев. 30 лет его творческой деятельности были отданы Гусевскому хрустальному заводу. 12 лет Вячеслав Сергеевич работал главным художником предприятия, возглавляя экспериментально-художественную лабораторию. Зайцев внес огромную лепту в пропаганду продукции завода, в создании его «фирменного лица». Художником  были разработаны десятки  образцов изделий, отличающихся безупречным вкусом, эмоциональной выразительностью, современным дизайном. Произведения художника находятся в крупнейших музеях страны: Государственном музее керамики и  «Усадьба Кусково XVIII в.», Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном Эрмитаже, Владимиро-Суздальском  музее-заповеднике, Тульском областном художественном музее, а также в частных собраниях России, Украины, Татарстана, Германии, Швеции, США, Канады. 

Родился Вячеслав Сергеевич в 1954 году в Гусь-Хрустальном. В 1969 году пришел работать на завод учеником мастера - алмазчика. Овладел ремеслом в совершенстве, получив высший разряд мастера. Но хотелось идти дальше, развиваться.  Художественное видение и тяга к творчеству привели его в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, на отделение керамики и стекла, которое он окончил в 1982 году. Вернувшись на родной завод в новом качестве, Вячеслав Сергеевич влился  в коллектив художников- профессионалов. Эти годы вошли в историю Гусевского хрустального завода как время  технической мощи хрустального производства. В то же время на предприятии бережно сохранялись и развивались традиции ручной обработки изделий. Зайцев сразу был вовлечен в активный процесс проектирования новых образцов для массового выпуска. Хрусталь был в моде. Требовалось множество новых товаров современного дизайна, способных украсить быт советских людей. Но не только. Завод работал на заказы, изготавливая экспортную продукцию, которая поставлялась во многие страны мира. Умение в короткие сроки исполнить сложный заказ или  изготовить крупную партию специальных изделий – все это требовало напряженной работы художников- дизайнеров. Зайцеву посчастливилось начинать с опытными  художниками, профессионалами своего дела. Восхищали природное чутье и поэтический дар в стекле Е.И. Рогова, конструкторское мышление В.В. Корнеева, пластика и тонкое чувство цвета в работах В. В Муратова. Молодому художнику требовалось занять свою нишу в общем творческом процессе, создать свой собственный  почерк в стекле. Первые разработанные образцы для сервировки стола оказались удачными, понравились покупателям и вошли в заводской ассортимент. Это подставка для яиц «Курочка Ряба»,  стаканы для соков, комплекты для вина «Санта-Барбара», «Натали».  Когда в 1980-х гг. Гусевской хрустальный завод первым в стране решил проблему «малой серии» как промежуточного звена между массовыми и уникальными изделиями, огромную популярность получили произведения В.С. Зайцева: композиция «Фонари», посвященная Санкт- Петербургу, туалетный прибор «Голубой цветок», подарочные вазы: «Театральные», «Фантазия»,  «Шарики»… 

В 1989 г. Вячеслав Сергеевич становится членом Союза художников Р.Ф., а в 1999 г. вступает в должность главного художника Гусевского хрустального завода, в которой он и работал до остановки заводских печей в ноябре 2011 года.  В 2004 году  за многолетний вклад в разработку высокохудожественных образцов производства Вячеслав Сергеевич был награжден Почетной Грамотой Министерства промышленности Р.Ф. Многие изделия, прочно вошедшие в ассортимент, выпускаются заводом и сегодня. Особенное признание получил набор «Пламя», предназначенный для разных сортов вин. Немногословный, но удачно скомпонованный алмазный декор на предметах выглядит современным и выявляет специфические свойства чистого, прозрачного хрусталя. В последние годы художником была разработана хрустальная посуда по заказу авиакомпании «Трансаэро», которая используется при обслуживании пассажиров класса «Империал». В области малосерийной, эксклюзивной продукции несомненной удачей стал комплект «Богема»,  который отличает красота пропорций, изысканное цветовое решение, эффектная оптическая игра света на поверхности стекла.  

Как главный художник предприятия, Зайцев организовывал выставочную деятельность предприятия, которая проходила в различных уголках Земного шара. В содружестве с мастерами он создавал уникальные авторские произведения, участвуя в многочисленных российских и международных выставках, проходивших в Германии, Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Швеции, США…  Первые авторские работы Зайцева сразу же обратили на себя внимание специалистов: «композиции «Архитектура», «Черный риф, «Южная»… Последняя была отобрана  для показа в числе других работ советских художников на выставке «Русское стекло XVII-XX столетий», состоявшейся  в США, в г. Корнинг, в 1990 г.  Работа по  созданию уникальных произведений требовала большой концентрации сил, но несла и огромное удовлетворение, когда творческие замыслы удачно воплощались в материале. Средствами поиска красоты являлись необычные сочетания цвета, формы и фактуры, неожиданные решения и образы. Так были созданы  скульптурные композиции «Жуки» и «Воспоминание о Гоа».  В 2006 г. в Государственном Эрмитаже состоялась выставка «Соло для трубки стеклодува», открывшая вниманию зрителей панораму современного авторского стекла. В.С. Зайцев  представил на выставке вазу «Гейзер» и декоративную композицию «Звуки джаза». Аналогичная  композиция автора  экспонируется в Музее хрусталя. Созданная в 1990 году,  она демонстрировала свободу обращения художника со стеклом и благодаря заложенной идее не потеряла актуальности в наши дни. В 2012 г. аналог этой композиции был приобретён в коллекцию Государственного Эрмитажа. К несомненным удачам художника относятся скульптуры «Зеленая жемчужина» (2003 г.), «Тайфун Алиса» (2006 г.) «Импровизация» (2001 г.). Последней дал высокую оценку народный художник России В.С. Муратов. Он считал эту скульптуру одной из красивейших работ, где в гармонии отточенной формы выявляются многочисленные цветовые нюансы внутренней жизни стекла. К сожалению, на протяжении последних трех лет художники лишены возможности создавать на печах авторские произведения уникального плана. Выход творческой энергии реализуется только в создании заказной продукции. Так, в 2011 году по заказу Профсоюза России В.С. Зайцевым совместно с В.И. Касаткиным  был создан удивительный хрустальный парусник, с летящими мачтами, реями и парусами. Зайцев не переставал экспериментировать и удивлять. Он любил создавать забавные, наполненные юмором вещи. Это хрустальные сувениры «Туесок», «Лапоть», и даже кусочек «Хрустального сыра», вызывающие добрую улыбку. Много лет Вячеслав Сергеевич  являлся автором приза конкурса «Что? Где? Когда?». Но хрустальные совы, созданные им в гутной технике, никогда не повторялись в точности. У каждой скульптуры свое «лицо» и свой собственный характер. В этих работах соединились талант импровизатора, высочайший профессионализм и безупречный художественный вкус.

Стекло – материал сложный, но благодатный в руках умелого художника, способного выявить его лучшие качества посредством грамотной обработки. В руках В.С. Зайцева стекло становилось поистине волшебным материалом, создающим образы, не сравнимые ни с чем по силе своего воздействия на зрителя. Его авторские работы воплотили всю красоту и великолепие, все пластические возможности стекла.

Осенью 2012 года Вячеслав Сергеевич активно включился в работу по разработке дальнейших путей развития Гусевского хрустального завода. Художник был полон творческих идей, планов и решимости работать, отдавая все свои силы на восстановление предприятия. Вячеслав Сергеевич был  убеждён в том, гусевское художественное стекло было и остается гордостью отечественной промышленности, и возродить его  –  дело огромной важности, волнующее не только жителей Гусь-Хрустального, но и каждого российского гражданина.

Художник долгие годы был консультантом сотрудников Музея Хрусталя им. Мальцовых. Последнее время он оказывал неоценимую помощь в атрибуции десятков предметов коллекции: раскрывал сложные секреты технологии изделий, помогал установить авторство произведений, составить необходимую в работе сопроводительную документацию, знакомил сотрудников с новыми каталогами выставок и изданиями по художественному стеклу.    

Коллектив Музея Хрусталя глубоко скорбит по поводу скоропостижной смерти художника, отдавшего всю свою жизнь искусству стекла. Но художник оставил после себя удивительно поэтичные  произведения в стекле, согревающие внутренним светом, несущие добро и красоту. Светлая память о  Вячеславе Сергеевиче Зайцеве навсегда останется в сердцах сотрудников Владимро-Суздальского музея-заповедника.

А.В. Чуканова, хранитель фондов Музея Хрусталя им. Мальцовых.

 


ПОИСК ПО САЙТУ
Нажмите для перехода на страницу