Александр Иванович Петров - владимирский художник, обладающий индивидуальным творческой лицом, яркой и самобытной стилистикой, плодотворно работающий в целом ряде
графических техник: карандаш, перо, акварель. Но, более всего он любит цветные карандаши – прекрасный и редкий материал, который выбирают сегодня очень немногие
художники. Живописные качества цветных карандашей совершенно не уступают краскам. С их помощью можно добиться превосходных результатов. И работы Александра Петрова – этому
яркое подтверждение.
Творческий кругозор художника достаточно широк. Ему интересны пейзажи, в которых, восхищаясь природой родного края, он стремится найти созвучие своим
мыслям и настроениям. При этом художник сохраняет тонкую техническую прелесть работ – нежное звучание в причудливом орнаменте цветных штрихов и легкой акварели.
Значимое место в творчестве художника занимают натюрморты. Преимущественно это цветы и плоды. Они стоят у открытого окна на фоне свежей зелени, или
прямо в благоухающем саду, символизируя и олицетворяя собой мир земного плодородия и богатства. Натюрморты художника впечатляют легкостью и воздушностью. Это объясняется
своеобразием творческого метода, огромным опытом, виртуозным владением материалом.
Чрезвычайно интересны и глубоки натюрморты, в которые помещены репродукции П. Пикассо, А.Модильяни, П.Филонова, П.Дика, В.Юкина, В.Дынникова, А.Лукина. Вплетаясь в
повествовательную канву, эти небольшие картинки приколоты к стене, лежат в открытых на столе альбомах. Они задают смысл произведению, превращая обычную композицию в
натюрморт-посвящение автору, который дорог и близок сердцу художника.
И все же, главными в творчестве А.Петрова являются фантазийные композиционные произведения. В них уложена вся жизнь
художника: генетическая память предков, привязанность к родным местам, почитание семейного очага. Это образный мир, построенный на многослойных ассоциациях.
Когда рассматриваешь эти работы, на память приходят слова Павла Филонова: «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий» - наполняет ее внутренним движением».
Мир фантазий художника населен дорогими и близкими ему людьми. В них неизменно присутствуют сестра художника, его родители, дед и бабушка. Живет в них и сам художник. Он -
лирический герой, от лица которого ведется личностное и теплое повествование. Это переплетение жизненных ситуаций и характеров людей, размышление о судьбах поколений,
входящих в контекст истории большой страны.
Произведения его обладают удивительными свойствами. В них входишь постепенно и понимаешь, что художник обладает стереоскопическим, разнофокусным зрением. Он смотрит на
землю с нескольких точек: то сверху, с птичьего полета, то, близко прильнув к ней. Рассматривая отдельные «клейма», делаешь маленькие открытия, будто бы читаешь новеллы,
удивляешься и снова всматриваешься.
В общем, листы воспринимаются цельно - в них прекрасно найдены тоновые отношения, выверены линии и формы. Каждая говорящая деталь на своем месте, в согласии с общей
композицией. Фантазийные композиции Александра Петрова это многогранный, гармоничный мир, в котором заключена поэтическая душа художника.
Уже более 40 лет Александр Иванович Петров преподает изобразительное искусство в детской художественной школе Владимира. Он всегда с карандашом в руках - на занятиях, на
пленэрах рядом с детьми. Деликатность и такт в общении с учениками, человеческая порядочность, влюбленность в свое дело – вот главные характеристики художника и педагога.
Говорят, что художник начинается тогда, когда дарованная ему искусством возможность самовыражения перестает быть целью, становясь средством общения личности с миром. Для Александра Петрова
творчество - единственно возможный образ жизни. Это в характере художника, в бесконечном творческом стремлении, которое не дает останавливаться, заставляет неустанно искать,
находить и снова искать. Н. Севастьянова
РИСОВАНИЕ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА Побудительный импульс.
Ажурные пространства крон, в которых взрываются светло-зелёные почки. Бурая земля с остатками лилово-сероватых пятен тающего снега. Прорастание первых ярко-жёлтых, голубых и сиреневых цветов.
Полёт лимонного мотылька, пьяного от сна и солнца. Бесцельные прогулки за ручьями, в которых змеяться, переплетаясь замысловатые узоры; нити солнечных и небесных красок, голубых и золотых.
Кипение черёмуховых оврагов, где царство хрустально-кружевных гирлянд, каждая из которых удивляет совершенством белоснежных откровений, от которых кружится голова и всё рождает в тебе
желание выразить это средствами цветного рисунка. Цветные линии на белом листе создают особую пространственность, лёгкость и напряжённость. Пересекаясь они образуют новые цветовые вариации.
Цветные линии строят формы предметов, определяя композиционную целостность листа. Цветные штрихи и линии даёт возможность создания видимых образов, от светлых, почти незримых,до глубоких,
насыщенных цветом тональностей, получаемых сильным нажимом на грифель карандаша, как это делает пианист, нажимая с разной силой на клавиши. В цветных карандашах таятся огромные возможности
сочетания разнообразной техники графического языка с богатейшими колористическими качествами живописи. А.И.Петров,график. Журнал «Художественный совет», 2006, №3
Статья А.И. Петрова "О ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ"
Дети живут в своём мире, в котором наивность, удивление и спонтан-ность проявляются в игровом поле творчества наиболее ярко. Рисуя, ребёнок в образной форме выявляет заложенные
в нём способности видеть мир яр-ким, радостным, фантастичным.
Линия, часто цветная, объединяя самые разные образы в одно единство детских представлений о мире, в котором всё сплетено, рассвечено много-мерностью смыслов и форм.
Импровизационные способности поражают свежестью и оригинальностью решений. Колористическое чутьё сцепляет в эмоциональное единство контрастные и сближенные тона и цвета. Просто-та и свобода
выражения, рисование без мучительных поисков, что приходит на ум само. Всё гармонично, волшебно и необъяснимо, как и сам счастливый дар детства, в который мы взрослые, заглядываем как в глубокий
колодец, утоляя там жажду своих творческих импульсов, озарений и открытий (В.Кандинский, М.Ларионов, Х.Миро, П.Клее.)
Играя на улице среди деревьев, цветов, трав, узнавая и удивляясь раз-нообразию всего живого, погружаясь в цветения и запахи черёмухи, сирени, жасмина, слушая рулады птичьих
трелей, детские души начинают любить красоту восходов и закатов, весь мир, часть которого они сами. Рождается художник, желающий передать свои зрительные впечатления с помощью разнообразных форм,
линий и цветов.
Тексты сказок дают детскому воображению возможность выразить своё представление о сказочных персонажах. По своему понимая смысл ска-зок, ребёнок играет роли колобка, бабы-яги,
красной шапочки, свободно пе-ревоплащаясь из образа в образ. Богатырь, дракон, царевна – любимые герои, населяющие миры детских рисунков, ракрашенных цветными каранда шами, красками,
фломастерами.
Через рисование ребёнок познаёт себя, свои пристрастья и открывает в себе новые возможности, новые миры образов, явленных ему в его вдохно-венном творчестве. Рисование, игры,
лепка, создание своего мира – как оппо-зиция цивилизации. Это некое вневременное явление, преодолевающее пре-пятствия культуры. Творчество детей – это своеобраз-
ный амортизатор от ударов взрослого прогматического мира, теряющего свои индивидуальные особенности в условиях информационного бума, все-общей стандартизации и глобализации .
Во времена, отмеченные прямым сведением культуры к корысти, меж-дуусобицам и взаимному поношению, спасение быть может в бескорыстном и неприметном труде. Стиль придёт к нам от
добрых нравов. Эудженио Монтале, итальянский поэт