Родился в с. Холуй Южского района Ивановской области.
Окончил:
- Казанскую художественную школу (1914)
Член Союза художников СССР (1936)
Награждён орденом Трудового Красного Знамени
Памяти старейшего художника.
Сергей Михаилович Чесноков родился в 1890г. в селе Холуй. Его отец Михаил Петрович Чесноков занимался крестьянством, а позже, изучив иконопись, стал сельским
ремесленни¬ком.
В 1897г. Сережа пошел в школу, где изучал три предмета: арифметику, грамматику и закон божий. Всего мальчик проучился 7 лет. Холуй это один из центров российской
иконописи, поэтому дальнейший путь мальчика был предопределен - он пошел учиться в мастерские Попечительства о русской иконописи. Обучение в
мастерских продолжалось четыре года. Ученики там проходили курс академического рисунка, построения перспективы и рисования с натуры, курс иконописной техники. Затем каждый определялся
в ученики к кому-то из мастеров.
«У ученика жизнь была нелегкой, – писал в своих воспоминаниях палехский художник Н.М.Зиновьев. –Метод обучения сохранился по старым обычаям: ученик прикреплялся к мастеру
и по его указаниям, сперва копировал только образцы старинных прорисей, а потом допускался к копированию икон. Ученик должен был убирать помещение, колоть дрова и топить печи,
растирать краски, всячески услуживать хозяину, вплоть до заготовки сена, работ в доме и по огороду, то есть, помимо обучения мастерству, выполнял обязанности слуги».
Сергей не стал иконописцем, в 1908 г. он поступает в Казанскую художественную школу. Это было серьезное учебное заведение, где преподавали ученики И.Репина -
Николай Фешин и Павел Беньков. В 1914 году Сергей Чесноков успешно заканчивает Казанскую художественную школу и тут же попадает солдатом на фронт первой мировой войны.
После революции 1917г. молодой художник живет в Москве, где знакомится с выдающимися мастерами искусства начала века Павлом Кориным, Николаем
Терпсихоровым, с Константином Юоном, который помогает ему вступить в Союз революционного изобразительного искусства.
В 1925г. С. Чесноков получает приглашение на преподавательскую работу в Ковров. Едет туда с удовольствием, окунается в преподавание изобразительного
искусства, ведет вечернюю художественную студию. Организовав вокруг себя молодежь, сам много занимается творчеством, начинает участвовать в областных художественных выставках.
Сохранились воспоминания скульптора М.М. Сахарова о первой его творческой работе, показанной на выставке в Иваново: «Это был акварельный портрет Пушкина, сидящего за столом. Образ
поэта был полон вдохновения и духовной красоты. Все художники подолгу стояли перед портретом. Их интересовали прием, использованный художником, цвет и особенно - глубокое понимание
формы».
Всю свою жизнь художник живет и работает в Коврове, воспитывая молодое поколение. В 1945 году областной отдел по де¬лам искусств заключил ряд творческих договоров. Из
ковровских художников значительную материальную помощь получили Сергей Михайлович и П. Я. Ку¬ликов. Один разрабатывал историче¬скую композицию «Слово о полку Игореве», другой — картину «Колхозные
косари».
Картина «Слово о полку Игореве», созданная С. М. Чесноковым, получила в художественных кругах областного центра самую высокую оценку. Она была приобретена отделом по делам ис¬кусств и позже
передана во Мстерский художественный музей.
В июне 1946 года в клубе металли¬стов открывается большая выставка ра-бот ковровских художников. Посетите¬ли выставки с большим интересом зна¬комились с новыми произведениями Чеснокова. Особенно
нравились ковров-чанам акварельные портреты «Таня» и «М. М. Сахаров».
Ученицей Чеснокова была уроженка Коврова, Клара Михаиловна Никитина – вдова писателя Сергея Никитина. Она вспоминает: «Это был удивительный человек. Он был так увлечен
своим делом, и так умел передать нам это увлечение, что рисование и черчение было любимым предметом всей школьной детворы. Высокий, прямой, с красивой проседью в волосах, он
держался просто, но с достоинством. Был аккуратен. Хотя кругом был голод и послевоенная разруха.
Мне запомнилось, как он дал нам задание – нарисовать вид из окна. Я взяла линейку и стала вычерчивать дом, что был напротив. Он подошел и сказал, что дом нарисованный по
линейке будет безжизненным, а свободные движения моей руки сделают рисунок по настоящему живым и интересным.
Особенно увлекательными были его занятия по истории искусства, на которых мы сидели, затаив дыхание. Как хороши были его рассказы о русских художниках! Он никогда не повышал
голос, но на его уроках было слышно, как пролетает муха».
У Чеснокова учился и выдающийся владимирский художник-живописец Ким Бритов. Живя в Коврове в школьные годы, он посещал изостудию, где преподавал художник. В своей биографии
Бритов писал: «Кто знал Сергея Михайловича, тот помнит, как красиво умел говорить этот тихий скромный человек о живописи, об искусстве. Мы как завороженные слушали его рассказы о великих
художниках, об их самоотверженном труде, о жизни, отданной любимому делу. Уроки изобразительного искусства стали для меня любимыми. Я не пропускал ни одного занятия школьной
изостудии, которую вел Чесноков».
Живя в Коврове, С.М. Чесноков написал серию пейзажей старого города, которые по сей день хранятся в фондах Ковровского краеведческого музея. Его картина «Слово о полку
Игореве», написанная в 1945г., и получившая прекрасные отзывы на выставке, находится в фондах Мстерского музея.
Им написаны портреты известных людей своего времени конструктора В.А.Дектярева, председателя первого революционного комитета г.Коврова Н.С.Абельмана, старейшего скульптора
М.М.Сахарова. Им написаны портреты старых большевиков и рабочих ковровских заводов.
В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранится около двадцати работ живописи и графики этого замечательного художника и скромного человека, беззаветно преданного своему
делу, внесшего заметный вклад в культуру нашей области.
Указом Президиума Верховного Сове¬та СССР Сергей Михайлович Чесноков награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это высокая оценка педагоги¬ческой и общественной деятельности
художника.
Н. Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ.